Юридическая консультация адвокатов

юридическая консультация в Ростове-на-Дону

т. +7 (918) 580-10-77

Главная

Юридические услуги

Юридические статьи

Связаться с нами

Защита прав потребителей

            Общая информация

            Каждый из нас в день по несколько раз становится участником правоотношений урегулированных нормами законодательства о защите прав потребителей. И это нормально, ведь потребление – конечная станция производства.

            Мы, конечно, стараемся покупать товары, заказывать услуги, работу у проверенных продавцов, производителей, предпринимателей. Однако, это не может нас застраховать от неприятных курьезов. Ситуация усугубляется еще и тем, что посредством конкуренции производители, продавцы и т.д. стараются незаметно снижать качество товаров (работ, услуг), уменьшая себестоимость и увеличивая прибыль. И что действительно самое интересное в этой ситуации – большинство людей, вступая так часто в потребительские правоотношения, не имеют надлежащего представления о своих правах как потребителей. Это и не удивительно, настоящая грамотность в наше время – реальная роскошь! Потребители не пользуются своими правами надлежащим образом, что способствует появлению на рынке заведомо не качественных товаров, услуг, работ. К примеру – все знают, что многие ввозимые в настоящее время в Россию китайские товары не качественные. При этом эти товары ввозятся в Россию в расчете на наш менталитет, на нашу культуры, привычку, уровень грамотности. Большинство россиян их все равно покупают и не возвращают обратно, с убытками для продавца и производителя, импортера. Тем самым они способствуют образованию прибыли с торговли этими товарами, стимулируют предложение этих товаров и ограничивают, а иногда и уничтожают, производство (ввоз) качественной продукции. С другой стороны, зачем так далеко ходит – российский автопром – это машины которые необходимо ремонтировать постоянно, но их производят, продают, на этом зарабатывают прибыль, а если бы все пользовались предусмотренными законодательством правами потребителей – завод либо выпускал бы качественные авто либо давно бы перестал существовать.  

            Сегодня российское законодательство не плохо защищает права потребителей. Конечно, есть определенные недостатки, но где их не бывает. Российские потребители не пользуются и теми правами, которые им предоставляет закон. Советуем Вам пользоваться правами и на Вас не будет никто зарабатывать легкие деньги.

            Какие отношения регулируются законодательством о защите прав потребителей?

Чтобы защитить свои права необходимо понять какими законами регулируются возникшие правоотношения. Отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми законодательством о защите прав потребителей.

            Почему определиться с характером, возникшим правоотношений так важно? Да потому, что если эти правоотношения подпадают под законодательство о защите прав потребителей – Вы получаете массу дополнительных прав, льгот, гарантий и т.д. Возьмем, к примеру, оплату государственной пошлины – иски о защите прав потребителей не оплачиваются государственной пошлиной. Определенные правоотношения могут быть даже урегулированы другими законами, например – долевое участие в строительстве, но это не значит что Вы, защищая свои права, не можете обратиться к законодательству о защите прав потребителей.

Качество товара (работы, услуги)

Законодательство о защите прав потребителей содержит требования, которым должен соответствовать товар (работа, услуга) по качеству.

            Во-первых, законы и подзаконные акты могут содержать требования к качеству определенной продукции. Данные требования могут быть обязательными для производителя (исполнителя) и производитель (исполнитель) в таком случае обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу) соответствующую этим требованиям. Таким образом, в нормативном акте (акте уполномоченного государственного органа) могут содержаться обязательные требования, предъявляемые к качеству продукции передаваемой по любому заключаемому договору, хотя, возможно, в самом договоре такие требования содержаться не будут.

            Во-вторых, качество товара (работы, услуги) должно соответствовать условиям которые указанны в заключенном потребителем договоре.

            В-третьих, если в договоре отсутствуют условия о качестве, что бывает достаточно часто, так как потребитель подписывает договор, который ему дает продавец и фактически не имеет возможности участвовать в определении условия договора, а может лишь принять договор в том виде в котором он предлагается или не принять и, следовательно, не купить товар. Продавец, в свою очередь, вряд ли будет особо стремиться к тому, чтобы включить условия о качестве в договор. В рассматриваемой ситуации передаваемый потребителю товар (выполненная работа, оказанная услуга), должен соответствовать обычно предъявляемым требованиям и должен быть пригодным для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

            В-четвертых, если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями. Данное положение закона на практике не всегда легко применить. Сложность заключается в доказывании того, что продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги).

            В-пятых, есть особенность в требованиях к качеству товара при продаже товаров по образцам и (или) описаниям. При такой продаже продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.

Агентства недвижимости

            Деятельность агентств недвижимости подпадает под действие закона о защите прав потребителей.

Альтернативная подсудность

Одним из преимуществ, которым пользуется потребитель при защите своих прав в судебном порядке является альтернативная подсудность. По общему правилу иски к организации предъявляются по месту нахождения организации. Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выборы истца (потребителя) по месту жительства или по месту пребывания истца либо по месту заключения или исполнения договора. Выбор суда рассматривающего дело для потребителя очень удобен. Не применима альтернативная подсудность только когда действует исключительная подсудность. То есть, иск о праве на земельный участок будет рассмотрен только по месту нахождения этого участка.

Компенсация морального вреда

            Закон о защите прав потребителей предусматривает компенсацию морального вреда причиненного потребителю при нарушении прав потребителя.

Уменьшение неустойка

Уменьшение неустойки в порядке статьи 333 ГК РФ по делам о защите прав потребителей возможно в исключительных случаях и по заявлению ответчика с обязательным указанием мотивов, по которым суд полагает, что уменьшение размера неустойки является допустимым.

            Защищайте свои права, не позволяйте на себе не честно зарабатывать!

Гражданские дела

Copyright © 2009-2012 Юридическая консультация адвокатов. Все права защищены.